ВОСПИТАНИЕ И РИНГ-ДРЕССУРА
«Ну и глупые же эти собаки! Вчера говорю своей – принеси тапочки, а она пошла и кофе сварила...» (Н.М.)
Приходится повторять еще и еще раз: в наше бестолковое время при всей его разнузданной любви к собакам, единственным гарантом качества выращивания, от достаточного пространства для игр щенков до полноценного рациона, становится честолюбие владельца со ставкой на выставочный успех, т.е. получение и содержание королевы красоты. И не в своей субъективной (моя лучше всех), а в чужой и игровой оценке.
Для большинства пород независимо от их предназначения залогом успеха в ринге служит привычка к выставочной суматохе, воспитывающая ее праздничное ожидание, и приучение к показу – очень редко на радость заводчику и вопреки интеллигентной ограниченности владельца рождаются собаки, генетически предназначенные для выставочной стойки без всякого обучения. В прошлом для этого использовали просто выставочную практику, теперь выставки дорогие и вообще в нашей жизни растет востребованность профессионализма. Поэтому целесообразно запланировать при клубе специальный курс послушания и ринг-дрессуры с имитацией в однопородной группе обстановки ринга. Занятия дают возможность не только собаке привыкнуть к тому, что выставка – праздник, но и увеличивают время и возможности общения с ней хозяина, позволяя человеку сыграть также роль эксперта и увидеть некоторые типичные ошибки со стороны. При этом вырабатывается стереотип движений по рингу с возможностью уверенного выхода и с обоснованной претензией на победу, в настоящий ринг.
Мой опыт кинологической практики показывает, что в массе наибольшие трудности общения с собакой, до имитации некомпенсируемых генетических нарушений психики, имеют интеллигентные люди примерно моего круга, особенно успешные в собственной узкой профессиональной занятости (даже если она имеет отношение к психологическому тренингу, преподаванию или воспитанию). Воспринимаемые черты интеллигентности – это прежде всего набор самоограничений в общении вплоть до полного непонимания собаки или человека из другого круга, например профессионального инструктора-кинолога. Видимо поэтому оказался успешным опыт организации курса послушания и ринг-дрессуры с преподавателем, по профессии дипломированным воспитателем детей. Психолог по призванию, остро чувствующий человеческое в любой личности, воспитатель в роли инструктора предоставляет возможность развития четвероногой личности тех пород, которые созданы исключительно чтобы радовать человека, не будучи при этом некоей рабочей деталью между людьми или вместо них.
Есть и второй источник специфических имитаций чего-то патологического в поведении, хорошо известный владельцам мелких собак. Особенности их поведения иногда чрезвычайно неудобны в семье (это еще очень мягкая формулировка) и по крайней мере просто непонятны, не поддаются расшифровке даже внимательным любящим хозяином. Характер видимо связан именно с мелкостью размеров, порода сказывается меньше. К пониманию возможной причины вспоминаются парады на выставках МГОЛС, где гордо вышагивали большие пудели (выше пределов стандарта FCI), ведомые детьми 8–12 лет, и за ними по усилению контраста – малые и затем карликовые пудели, с огромными вне разумных стандартов советскими дамами на поводке (вариант «где достать поесть и как похудеть») с очевидным насилием над собой дать дойти пудельку до конца трибун с публикой своими ногами и лишь затем страстно потерять любимое существо меж богатых грудей.
Многие владельцы собак страдают всевозможными патологиями сферы общения. Человек вынужден их компенсировать (или скажем хотя бы не афишировать) в общении с другими людьми, но они пышно цветут через зависимое любимое существо. Среди людей есть абсолютно необучаемые экземпляры, с каждой новой собакой (или с каждым следующим мужем) попадающие в одну и ту же ситуацию: например, «истеричная собака» или «кобель-диктатор», «дистрофик» или «обжора». Жажда победы с необходимостью выставлять собаку заставляет человека мобилизоваться и он становится восприимчивым к обучающей информации. В этот момент ему следует идти на курсы. Иногда для этого необходимо первое неразумное поражение на выставке. Но с самой собакой совершенно необходимо начать заниматься до последнего существенного переломного момента созревания личности – около 9 месяцев и несколько различно по линиям и породам. И, повторяю, тем породам, которые предназначены для «профессиональной подготовки», наш курс не заменяет цикла ОКД, ЗКС, натаски и т.д.
I. Необходимо больше времени проводить среди собак и владельцев своей любимой породы, чтобы не по сухим текстам, а в жизни знакомиться с обучающими ситуациями. В естественных условиях легко отличить ошибки от достижений, на людей посмотреть и себя показать. Первичная цель сосуществования с собакой выбранной породы – утвердиться в правильности жизненных ценностей и при необходимости переориентироваться. Например, многие владельце ждут от собаки защиты, не понимая, что сила границ не имеет и то, чего человек суеверно боится, при столкновении всегда побеждает уже тем, что не дает себя обойти и заставляет изменить жизненные планы на нежелательные. Ситуация усугубляется тем, что многие служебные собаки обладают либо неуправляемой злобой, либо страдают пассивно-оборонительной реакцией иногда в качестве породного признака, устрашая исключительно своим видом. Что выполняет роль мишени агрессии. С другой стороны, генетически гармоничная собака-цветок ставит владельца вне агрессивного взаимодействия в случайных столкновениях, если человек научится этот цветок носить гордо. Однако как узнать себя, если не попробовать или пойти на поводу у хорошего знакомого, уже имеющего собаку конкретной породы?
II. Очень полезно уже с маленьким щенком хоть в чем-то «работать» или играть в «школу». Человек в любой ситуации должен быть выше собаки, не навязывая свою власть, брать на себя прогнозирование неожиданной ситуации на основе понимания характера своей собаки, приучая ее к осмотрам, стрижке когтей, чистке зубов, стрижке и расчесыванию шерсти. Показывать зубы и позволять себя ощупать должна любая собака любой породы – это в интересах владельца.
III. Во многих руководствах постоянным рефреном течет обязательность поводка или хотя бы необходимость ошейника с табличкой № телефона владельца. Действительно, собаки с генетическими нарушениями психической сферы слабой степени могут быть воспитаны на основе подавления личности, ограничений свободы передвижения, выбора решений и неплохо выставляются в результате грамотных усилий владельца. С генетически полноценной собакой лучше начать с противоположного — выработать и закрепить естественный контакт с владельцем. У некоторых опытных людей это получается просто и ненавязчиво. Однако людям с теми же нарушениями общения, с навязанной установкой на агрессию или ее ожидание, или просто купивших ценного представителя модной породы (окраса), требуется помощь инструктора-воспитателя и особых условий небольшой замкнутой площади, далекой от неожиданного появления движущегося автотранспорта и реально представляющих угрозу крупных собак. Контакт вырабатывается постепенно, обучение проходит примерно в три этапа: сначала человек убеждается, что свободно гуляющий щенок не стремится удрать немедленно после отстегивания поводка и потом – что поймать собаку проще не гоняясь за ней, а убегая от нее и играя на ее страхе потерять хозяина. Для этого в следующем этапе пока еще в замкнутом пространстве человек «теряет» собаку и следит за ее поведением из-за укрытия, в то время как действует инструктор-воспитатель, провоцируя щенка на самостоятельное разрешение сначала несложных ситуаций и в конечном счете – поиск владельца, разумеется без испуга и истерики. При упорных занятиях у большинства собак удается выработать доминанту слежения за хозяином при свободном выгуле.
Я вообще против поводка, считая его слишком сильной мерой воздействия аналогично лакомству или физическому битью, особенно для чувствительного к интонациям голоса пуделя. Тем более что ухоженный пудель с красивым top-knot всегда выглядит породным и у нормального человеческого окружения не возникает мысли, что собака потеряна или при ее независимом виде ее можно легко поймать и присвоить с корыстными или садистскими целями.
А ненормальных людей или ситуаций владелец собаки должен уметь избегать, в этом состоит его человеческое превосходство!!!
Повторяю, мое мнение частное и м.б. непригодно для всякой собаки. Но поскольку существуют ситуации, когда поводок опасен, неуверенную или возбудимую собаку все равно следует взять на руки – в лифте, на ж.д.платформе когда идет поезд и собака не услышит вашего голоса, а также течную суку при опасности нежелательной вязки. Мне кажется каждую собаку следует попытаться приучить в нормальном состоянии и до наступления зрелости самостоятельно гулять, самоконтролируя свои поступки вне поля зрения владельца. Или хотя бы посмотреть, как щенок себя ведет там, где вы можете не бояться, что он убежит навсегда, попадет под машину или его растерзают чужие собаки. Конечно, машин не должно быть и необходима иллюзия пространства и чужие «страшные» собаки пусть тоже гуляют. Но не дурные владельцы, которые от страха – своего или чужого – получают удовольствие. До первого «выхода в свет» щенок должен быть защищен детским запахом, иначе со взрослой собакой возникает много проблем, если прежде ее общение с собаками ограничивал не в меру авторитарно-заботливый владелец. Иногда только из-за этого собаку невозможно показать на выставке. Что совсем легко – видеть собаку, когда она Вас «потеряла». Трудно, но лишь психологически, отпустить первый раз щенка с поводка, заставить себя не вопить дурным голосом «ко мне!» и не гоняться за ним, аки фурия. Сначала щенок, который в любой ситуации бегает быстрее, воспринимает беснования человека как игру. Потом пользуется своей важностью, как хочет, возя владельца мордой по самолюбию. Однако заставьте себя, сдержитесь, изобразите деланное безразличие. Если щенок не имеет достаточного контакта с хозяином или сам принял ту же игру – имитируйте бегство от него, привлекая внимание громким топотом. Или в том же направлении – знакомой ему нестрашной дружественной собакой, подружкой по играм со склонностью к ревности за хозяина.
4. И вот мы пришли к самому главному, с чего м.б. стоило начать. Во всяком случае не начинайте занятий в одиночку, не прочитав один раз рекомендации до конца. И учтите, что даже опытные дрессировщики-инструкторы не всегда способны правильно воспитать собаку индивидуально, в т.ч. свою собственную. Необходима однопородная группа и воспитатель-психолог в роли инструктора. Не забывайте об игровом разрешении ситуаций – даже кажущихся безвыходными.
5. Естественным поводом для занятий в группе пуделей и многих других пород является подготовка к выставке – ринг-дрессура. Однако это лишь название и процесс составляет все то же воспитание, отличное от дрессировки собаки служебной породы, как воспитание например ребенка примером собственного поведения отличается от принудительной муштры в компенсацию генетических дефектов социально опасной личности. Последнее уходит в прошлое с его модой на единообразие даже в служебном собаководстве, но для любой породы генетические ошибки, выражающиеся в психической неполноценности, иногда м.б. компенсированы подавлением личности, ограничением прав и свобод. Здесь есть своя прелесть и кто-то м.б. найдет свое призвание в трудностях содержания трусливо-злобной собаки и даже сможет сделать из нее победителя ринга, так что эксперт не догадается, что собака «не показывает зубы». Но я все же пожелаю каждому любителю собак – полноценное существо, которое подавление м.б. перетерпит, но раскрывается от полноты жизни и общения с ним.
6. Одновременно с выработкой контакта с владельцем и привычки к собачьему обществу на занятиях необходимо отработать стереотип показа в ринге – выставочная стойка, движение по рингу по определенным траекториям, осмотр. Надо научиться не путаться в поводке и собственных ногах самому, и если эксперт просит двигаться по квадрату, не кружить вьюгой по одному месту – углы, как и перебивка темпа движения, используются, чтобы лишний раз акцентировать контакт с собакой, сбить нежелательную иноходь, взбодрить собаку если она вялая, спровоцировать ее поднять хвост и нести его веселее, гордо поднять голову.
В стойке собака должна позволить себя осмотреть и для этого занимающиеся в группе используют помощь друг друга. Это тем более учит, что играя роль эксперта, начинаешь понимать, что в реальной ситуации настоящий эксперт хочет от экспонента и как ты сам выглядишь в этой роли глупо, когда в ответ на конкретную просьбу совершаешь как раз нечто противоположное.
В любом случае перед настоящим экспертом собака м.б. показана любым способом, не вызывающим у нее самой и эксперта неприятных ощущений. Если эксперт не оговорил специально темп движения, следует заставить или спровоцировать собаку на легкую рысь или другой удобный темп, позволяющий не налезая на конкурентов, показать ее достоинства наилучшим образом. Водитель в ринге должен одновременно отслеживать впереди идущую собаку, внимание эксперта именно к своей собаке и ее самое, особенно когда эксперт на нее смотрит. Восприимчивая контактная собака с тонкой психикой (например, пудель) может просто не иметь настроения идти по рингу и с этим м.б. стоит смириться, чтобы не закреплять негативную реакцию на ринговую обстановку. По той же причине при проигрыше нельзя показывать собаке, что Вы расстроены. На первых порах собака все равно не понимает, что центр всей выставки – именно ринг и победа в нем. Эксперт имеет профессиональное право «не заметить» вяло настроенную собаку и уже сам гордый выход собаки с уверенным показом, с претензией на внимание и победу – в значительной степени залог успеха.
Если все же сказанное выше лично Вас ни в чем не убедило – скорее оставило безучастным, или, наоборот, у Вас появилось чувство безнадежности, но отдать или усыпить мучителя невозможно ни при каких условиях, попытайтесь выдержать только два принципа: никогда НЕ заставляйте делать то, что все равно НЕ будет выполнено; в безнадежности позволяя собаке дрессировать себя, попытайтесь все же перевести одностороннее общение в диалог методом КОНТРАСТА. Собственно, на принципе контраста построено любое воспитание, не только дрессура служебной собаки.